Институт внутренних аудиторов

RSS
Нов. ред. Положения ЦБ РФ №242-п о ВК, проект изменений и дополнений от 12.2013
 
</div>
Цитата (MrBoston @ 13.01.2014 - 08:52)
По поводу неточностей, была попытка получить дополнительные комментарии от представителей ЦБ в особенности в отношении перечня документов, которыми будет подтверждаться наличие внутреннего контроля (ст. 28.1), а также каким образом трактовать п. 6 ст. 28.2 "Внутренний аудитор, служба внутреннго аудита осуществляют следующие полномочия" - обязанности или возможность?<br>В результате установлено, что в самом ЦБ еще толком не опредедлились - "Ждите информационных писем. Не до Вас сейчас."<br><br>P.S.<br>"Есть ли жизнь на Марсе?<br>Нет ли жизни на Марсе?<br>Науке это неизвестно. Наука пока в неведении." :-)  
<div class='postcolor'> <br> Mr. Boston, на тему "подтверждения" интересная дискуссия была на АСН. Вероятно, вы ее уже видели, но ссылку оставлю: <br>http://www.asn-news.ru/news/44823<br>
Меня зовут Наталья.
 
Да уж, не из хороших. и ждем новое от ЦБ рФ.<br><br>ЦБ выпустил сегодня новый проект изменений 242-П.<br>Ждут комментарии.<br>http://www.cbr.ru/analytics/?Prtid=project...034#CheckedItem
In God we trust. Others we audit
 
у нас с коллегами вот такие родились комментарии:<br><br>1. Роль менеджмента и сотрудников в создании системы внутреннего контроля.<br><br>Комментарий. <br>В Положении № 242-П в целом и, в частности, в главе 2 «Система органов внутреннего контроля» недостаточно отражена роль «первой линии защиты»  - владельцев процессов/ рисков, исполнителей контрольных процедур, координаторов СВК в структурных подразделениях, руководителей структурных подразделений и работников.<br><br>Предлагается дополнить Указание текстом следующего содержания:<br>«Система внутреннего контроля представляет собой многоуровневую структуру, субъектами которой являются все органы управления, структурные подразделения и работники организации, деятельность которых связана с рисками, способными оказать влияние на достижение целей. Эффективность системы внутреннего контроля обеспечивается всеми руководителями и работниками организации в рамках управления соответствующими направлениями деятельности и исполнения служебных обязанностей.<br>Руководители структурных подразделений и работники несут основную и главную часть ответственности за формирование, поддержание и постоянный мониторинг системы внутреннего контроля по соответствующим функциональным направлениям деятельности подразделений по всей вертикали управления, а также осуществляют выполнение контрольных процедур в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями, в том числе:<br>• своевременное выявление и анализ рисков финансово-хозяйственной деятельности;<br>• разработку, формализацию, а также последующее исполнение и обеспечение эффективности и достаточности контрольных процедур в рамках своих бизнес процессов;<br>• актуализацию описания СВК и своевременное информирование об изменениях подразделения по внутреннему контролю;<br>• мониторинг  функционирования СВК, а также самостоятельную оценку эффективности контрольных процедур, которые они выполняют;<br>• информирование руководства о любых совершенных или возможных ошибках/недостатках, которые привели или могут привести к потенциальным негативным событиям;<br>• прохождение обучения в области внутреннего контроля и управления рисками в соответствии с утвержденной программой обучения.»<br><br>2. Использование термина «комплаенс» для характеристики основной задачи Службы внутреннего контроля.<br><br>Пункт 1.5 проекта Указания. <br>«В пункте 2.2:  … дополнить подпунктом 2.2.11 следующего содержания: <br>«2.2.11. Службу внутреннего контроля (комплаенс-службу) (далее – служба внутреннего контроля) – структурное подразделение и (или) служащие кредитной организации, осуществляющие деятельность в соответствии с требованиями главы 41 настоящего Положения.»;»<br>Комментарий. <br>В документ заложена идеология о том, что служба внутреннего контроля – это комплаенс-служба подпункт 2.2.11, глава 41. Вообще говоря, служба внутреннего контроля не всегда тождественна комплаенс-службе. Возможны случаи, когда комплайенс входит в СВК, бывает, что это отдельное подразделение. Исходя из заложенной логики. к функциям службы внутреннего контроля отнесены функции, связанные с комплайенс-риском (регуляторным риском) («1.20. Дополнить главой 41 следующего содержания:…»). <br>Кроме того, к функциям службы внутреннего контроля отнесен целый ряд функций, не связанных с регуляторным риском, например: <br>• выявление конфликтов интересов в деятельности кредитной организации и ее служащих, участие в разработке внутренних документов, направленных на его минимизацию; <br>• анализ показателей динамики жалоб (обращений, заявлений) клиентов и анализ соблюдения кредитной организацией прав клиентов; <br>• анализ экономической целесообразности заключения кредитной организацией договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на оказание услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих осуществление кредитной организацией банковских операций (аутсорсинг); <br>• участие в разработке внутренних документов, направленных на противодействие коммерческому подкупу и коррупции; <br>• участие в разработке внутренних документов и организации мероприятий, направленных на соблюдение правил корпоративного поведения, норм профессиональной этики; <br>• участие в рамках своей компетенции во взаимодействии кредитной организации с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, ассоциациями и участниками финансовых рынков. <br>По крайней мере, часть из перечисленных функций выходит за круг компетенций комплайенс-службы (например, выявление конфликтов интересов…), но может относиться к компетенции службы внутреннего контроля в ее «традиционном» понимании.<br>Однако, часть функций «традиционной» службы внутреннего контроля, таких как организационно-методическая помощь другим участникам системы внутреннего контроля (органам и субъектам внутреннего контроля): участие в разработке документов (или их согласование), обеспечение единого подхода в области внутреннего контроля (разделение полномочий между исполнением и контролем, принцип четырех глаз и т.д.); создание/ помощь в создании контролей, контрольной среды и др. не вошел в перечень функций предлагаемого подразделения. Таким образом, Указание фактически узаконит подразделение – службу внутреннего контроля (комплаенс-службу) с довольно эклектичным набором функций: функциями комплайенс, частью организационно-методических функций службы внутреннего контроля, но не включающим достаточно важные функции «традиционной» службы внутреннего контроля: организационно-методическая помощь другим участникам системы внутреннего контроля и др.<br>Предлагается: <br>• либо изложить текст в редакции: «2.2.11. Службу внутреннего контроля – структурное подразделение и (или) служащие…»<br>• либо перераспределить функции: функции комплайенс – комплайенс-службе, которая может входить в состав службы ВК; организационно-методические функции в области внутреннего контроля и другие функции внутреннего контроля из предложенного авторами перечня – службе внутреннего контроля.<br><br>3. Уточнение формулировки в п.3.8.<br><br>Пункт 1.10 проекта Указания. <br>«В абзаце втором пункта 3.8 слова «объем и характер операций, виды и уровень банковских рисков, иные обстоятельства» заменить словами «характер осуществляемых операций, уровень и сочетание принимаемых рисков, иных обстоятельств».»<br><br>Предлагается: <br>изложить текст в следующей редакции: «характер осуществляемых операций, виды, уровень и сочетание принимаемых рисков, иных обстоятельств».<br><br>4. Уточнение объекта проверки в отношении контроля исполнения решений органов управления и рабочих органов<br><br>Пункт 1.11 проекта Указания. <br>«Пункт 4.1 изложить в следующей редакции: <br>«4.1. Служба внутреннего аудита осуществляет следующие функции: <br>4.1.1. Проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля в целом, выполнения решений органов управления кредитной организации (общего собрания акционеров (участников), совета директоров (наблюдательного совета), исполнительных органов кредитной организации)..»»<br><br>Комментарий.<br>Получается, что к функциям СВА не относится проверка решений специализированных профильных комитетов по отдельным направлениям деятельности банка (кредитного, КУАП и др.) Конечно, можно сказать, что выполнение их решений будет проверяться в рамках проверки процедур управления рисками и внутреннего контроля, то есть войдет в другой, соответствующий пункт. Но ведь и проверка выполнения решений органов управления производится не просто так, не «из любви к искусству», а также в рамках проверки процедур управления рисками и внутреннего контроля.<br><br>Поэтому предлагается: <br>• либо убрать упоминание об органах управления из этого пункта, <br>• либо (предпочтительнее) дополнить его текстом следующего содержания: «решений специализированных профильных комитетов по отдельным направлениям деятельности банка (кредитного, КУАП и др.)».<br><br>5. Уточнение объекта оценки в отношении комитета по аудиту<br><br>Пункт 1.23 проекта Указания. <br>«Главу 5 дополнить пунктами 5.3 и 5.4 следующего содержания:<br>«5.3. Оценка качества системы внутреннего контроля кредитной организации проводится на основании оценки выполнения требований, установленных законодательством Российской Федерации… также на основании: <br>оценки наличия в составе совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации комитета по аудиту;…»»<br>Комментарий. <br>Следуя букве инструкции, проверяющие в банках будут оценивать именно «наличие комитета», не обращая внимание на содержание работы комитета.<br>Предлагается изложить текст в следующей редакции: <br>«…оценки наличия в составе совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации комитета по аудиту и факторов, позволяющих оценить эффективность его работы: компетенции, закрепленной в положение о комитете, планов работы, фактически рассматриваемых вопросов, отраженных в протоколах комитета, частоте заседаний, доле очных и заочных заседаний, участию членов комитета в его работе и других факторов».
In God we trust. Others we audit
 
интересно...
Любое дело становится искусством, если используются приемы и методы, непостижимые для большинства.
 
ЦБ также внес предложения по требованиям к рук. СВА, а также и СВК и СУР. Ничего особенного, в общем то.
In God we trust. Others we audit
 
8 мая 2014 года<br>ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ В МИНЮСТ РОССИИ<br>........<br>Указание Банка России от 24.04.2014 N 3241-У<br>"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 16 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА N 242-П "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И БАНКОВСКИХ ГРУППАХ"<br>
In God we trust. Others we audit
 
Доработанный текст проекта указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" можно посмотреть по ссылке:<br>http://regulation.gov.ru/project/13515.htm...3&stage_id=7476
In God we trust. Others we audit
 
Зарегистрировано в Минюсте 30.06.2014. см. файл.
In God we trust. Others we audit
 
Коллеги, свершилось.<br>См. Вестник БР #63 от 9.7.2014. указание 3241-У.
 
Обновленная редакция 242-п размещена в разделе "законодательство"<br>http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/, раздел 3.2.
In God we trust. Others we audit